Много мыслей в моей голове, но увы:
Если выскажу их – не сносить головы!
Только эта бумага достойна доверья,
О, друзья! Недостойны доверия вы!
© О.Х.

Аналитика российского стекольного рынка своеобразна и, наверное, неповторима. На первый взгляд обычные законы логики и статистики здесь, вроде бы, не действуют. Но это не так. Просто для правильного понимания происходящего необходимо несколько составляющих: во-первых, постоянное нахождение в этой среде, во-вторых, сформировавшееся внутреннее ощущение текущих процессов, назовем это профессиональной интуицией, в третьих независимость (с этим то как раз сложнее всего), ну и, естественно, некоторые математические навыки и статистические данные. Я намеренно выбрал прилагательное «обычные», имею в виду, что применительно к данному рынку, пытаются использовать нормальные экономические законы и законы логики, использование которых недопустимо в силу тех или иных причин, которые осознаешь только «понимая рынок», чувствую «внутренние течения», учитывая «подземные толчки». Это пока доступно крайне небольшому количеству переработчиков листового стекла.

В этой статье я постараюсь обозначить некоторые опасные «течения», которые не видны на первый взгляд и показать «подводные камни», на которые периодически налетают корабли в этом неспокойном море, носящем название «российский рынок плоского стекла».

Для начала посмотрим назад: год этот оказался для очень многих оконных и стеклопакетных компаний и производителей стекла годом испытания на прочность: объемы резко упали, конкуренция возросла, многие работали за гранью рентабельности, стараясь хотя бы обеспечить денежный поток, необходимый для функционирования предприятия, забыв про такое слово «прибыль». Выдержали это испытание далеко не все, примеров масса – та же «Прома», доставившая массу проблем своим дилерам, Лисичанский стекольный завод «Пролетарий», оказавшийся на грани банкротства.

Так как же необходимо действовать, чтобы не оказаться «на дне»? На что обращать внимание, где найти «тихую гавань» в стиле «Баунти»?…универсального рецепта, естественно, нет и быть не может, но некоторые советы, надеюсь, смогут Вам в этом помочь….

По ценовым колебаниям за последний год, думаю, многие успели понять, что себестоимость производства стекла практически не оказывает никакого влияния на цену продажи – цена формируется на основе спроса и предложения, способного удовлетворить этот спрос. Заводы производители стекла, потерпев колоссальные убытки в начале этого года, научились «управлять» предложением, используя такие инструменты, как снижение объемов производства, экспорт излишков (см. график), буферизация на складе. Спросом, к их великому сожалению, полностью управлять они не в состоянии, но некоторые возможности для этого все же есть, например локализация продуктов переработки (Stopsol Phoenix и Planibel Bronze, Grey у AGC, SunGuard у Guardian) , в качестве альтернативы импортируемым.

Но есть ряд важных моментов: объем экспорта, особенно в зимнее время, имеет свои ограничения, затоваривание склада в преддверии «низкого сезона» чревата большими неприятностями в зимний период, объем производства можно снижать на ограниченную величину, остановка печи слишком дорогое удовольствие. Все это позволяет мне утверждать, что снижение цены в зимний период неизбежно, вопрос лишь до какого уровня. Такого обрушения, как в 2009 году скорее всего уже не повторится (см. график), тем не менее, на мой взгляд «нижний» предел по цене будет находиться на уровне 85-90 руб. за м.кв. Эти цифры очень болезненны для производителей, но не смертельны. Исходя из возможной скорости заполнения складов, а именно в момент пикового заполнения цены на стекло должны быть минимальны, попробую изобразить динамику графически. Не вдаваясь в сложные математические формулы, интересные весьма ограниченному кругу лиц, имеем следующее: минимум должен наблюдаться в апреле.

Если бы все поддавалось исключительно математике, ….К сожалению, факторов, которые способны оказать влияние на ценовую динамику гораздо больше, причем некоторые из них весьма специфические. Например: AGC Flat Glass имеет готовую флоат линию «Клин-2» проектной мощностью 1000 тонн в сутки, запуск которой уже несколько раз откладывался. Официальный пуск заявлен на март 2010 и обратного пути уже, видимо, нет – слишком велик объем инвестиций, слишком многое стоит на кону. Запускать этот завод на фоне низких цен тоже нерационально. Соблазн воспользоваться ситуацией, имея хорошую финансовую «подпитку» в виде доходов от других продуктов с высокой добавленной стоимостью (зеркальное полотно, тонированное в массе стекло, триплекс), и «расчистить» себе пространство на рынке, доведя кого-либо из конкурентов до банкротства, крайне велик. Он таит в себе значительные риски и убытки (готовы ли на них пойти акционеры?), но и открывает колоссальные возможности по занимаемой доле рынка,… замечу – крайне интересного в среднесрочной перспективе рынка. Исходя из вышесказанного, вполне возможно намеренное обрушение цен в декабре до уровня 70-75 руб. за м.кв. 4 мм М1 и их удержание на критически низком уровне до момента наступления ожидаемого события.

Помимо указанного проекта, есть еще и практически готовая к запуску флоат линия в сопредельной Республике Беларусь, вот-вот «разожгут» небольшой заводик в Ставрополье, запущен завод EUROGLAS в Польше…так что текущее состояние шаткого равновесия на фоне падения спроса весьма и весьма краткосрочно…

Мои рекомендации для переработчиков очень просты – уделить самое пристальное внимание мониторингу цен на стекло, по возможности еженедельно, планировать закупки крайне аккуратно, не затариваясь впрок даже на одну-две недели. Риски, что Вас подведут по срокам поставок, или, что цены будут увеличиваться в декабре-марте минимальны.

Тем не менее, несмотря на сложную ситуацию в строительной отрасли, в 2009 году были отдельные сегменты рынка, позволяющие получать доход: заказы от «физиков», у которых еще оставались деньги от благополучного 2008 года, некоторые муниципальные объекты, финансирование которых осуществлялось в прежнем режиме. Напрашивается очевидный вопрос – на какой сегмент сделать ставку в 2010?

На мой взгляд, 2010 год будет «годом нестандарта и сервиса» – те компании переработчики, которые смогут предложить клиентам максимально широкий спектр продуктов и услуг будут наиболее успешны. Некоторый рост будет наблюдаться в использование продуктов с применением энергосберегающих технологий (LowE стекло, «теплая» рамка и т.д.), в сегменте безопасного остекления из триплекса, изделий декоративной направленности (витражи, художественный триплекс, матированное стекло, нестандартная окраска профиля). При этом клиент станет более «капризным» по качеству продукции. Зато доходность в этом сегменте обещает быть вполне достойной, так как конкуренция здесь более условна, на первом месте выступает надежность производителя и его репутация, а не цена.

Для этого, кстати, есть еще и весьма существенные «внутренние» предпосылки – производители стекла будут всячески содействовать развитию потребления продуктов с большей добавленной стоимостью за счет предоставления привлекательных цен на эти изделия, проведению совместно с переработчиками различных семинаров, конференций, усилив рекламную и техническую поддержку.

Корпоративный же сегмент (как частный, так и государственный), напротив, будет нуждаться в предложении минимальной цены – первые в условиях ограниченности имеющихся ресурсов, будут экономить на всем, у вторых мотивации иные – чем больше сэкономишь, тем больше «попадет в карман». Сервис, качество и сроки уйдут на второй план. Соответственно, заработать здесь станет крайне затруднительно.

Крайне привлекательным мне представляется и сегмент промышленного строительства, в нем позитивные тенденции должны начаться уже весной 2010, о причинах же этого несколько ниже.

Мой совет таков – уделить самое пристальное внимание службам сервисной поддержки и по возможности расширить спектр предлагаемых продуктов, при участии в тендерах по корпоративным объектам ясно и четко представлять до какого уровня Вам будет интересно в нем участвовать, а где все же следует отступить.

Особое внимание следует уделить проблеме платежеспособности. Сейчас ситуация такова, что платежеспособный спрос ощутимо ниже потребности. Соответственно, значительно усиливаются риски неплатежей за уже выполненные работы и отгруженную продукцию. Текущей зимой ситуация только усугубится – по моему мнению, наступает последний этап «экономического передела», логическим завершением должно стать перераспределение активов, которое уже отчасти и так произошло «де-факто», но теперь должно быть закреплено «де-юре». Перераспределение, видимо, будет происходить при самом активном участии финансовых институтов, которые будут либо передавать активы «проблемных» компаний, выступающие в качестве залога, под управление государственных структур, либо подвергать процедуре банкротства и осуществлять реализацию имущества должников. В госсекторе ситуация похожая – весьма высоки риски по урезанию финансирования по многим направлениям, связанным со строительством и ремонтом, любо по увеличение сроков выделения бюджетных денег.

Производители стекла уже успели почувствовать на себе эти проблемы в 2009 году и очень сильно «урезали», либо полностью отменили кредитные линии своим потребителям. Ситуация в ближайшее время навряд ли изменится, соответственно, переработчикам придется рассчитывать в большей степени только на свои собственные финансовые ресурсы. Доступность привлечения кредитов от сторонних финансовых учреждений несколько увеличится, но процентные ставки будут оставаться на весьма высоком уровне, невзирая на все действия государства в этом направлении (снижения ставки рефинансирования, увеличение объема госгарантий, компенсации процентных ставок).
В заключении мне хочется попробовать заглянуть немного вперед, понять, что же нас ждет в обозримой перспективе…

Как я уже упоминал, потребность в продуктах из стекла высока, пока отсутствует лишь возможность оплатить эту потребность. Соответственно, за этот период будет сформирован отложенный спрос, который рано или поздно «выстрелит». На мой взгляд это должно будет произойти в тот момент, когда «деньги пойдут в народ». А деньги в России есть и весьма значительные.

Исходя из анализа различных, похожих в той или иной степени на нынешнюю ситуацию, исторических событий, можно предположить, что это произойдет в третьем-четвертом квартале 2010 года. Почему?…Попробуем по порядку рассмотреть все сегменты потребителей:

- «физики»: люди в силу своей природы очень быстро устают экономить и копить, потребности можно сдерживать достаточно ограниченный период (от полугода до года). Процесс экономии ресурсов и их накопления «на черный день» был начат в мае-июне 2009, когда пришло понимание, что тяжелые времена не на месяц-два-три.
- государственные структуры: государство очень успешно воспользовалось этим кризисом для приобретения наиболее интересных активов у частного бизнеса и последующей передачи под управление государственных корпораций («Роснано», «Ростехнологии», «Газпром»), процесс, как уже упоминалось, должен завершиться весной, следующим естественным шагом должно стать финансовое вливание в полученные предприятия.
- промышленность: в бизнесе длительное топтание на одном месте равнозначно бегу назад – обязательно найдутся более прыткие конкуренты, которые этим воспользуются и рванут вперед. Пауза, которая была необходима для внутренней реструктуризации, уже затягивается, здесь рост инвестиций должен начаться даже несколько раньше в апреле-мае 2010 года.
- жилищное строительство: тот объем предложения, который был сформирован, велик, тем не менее, к началу следующего года будет выкуплен отчасти за счет «инвестиционных» покупок – цены предложения крайне привлекательны, отчасти за счет государственных программ.

Соответственно, строители получат требуемые для продолжения деятельности денежные средства, а потребность в жилье в нашей стране традиционна высока.

По затронутым вопросам рассуждать можно очень долго, но следует понимать, что формат журнальной статьи ограничен и я всего лишь поверхностно «прошелся» по некоторым темам. Этот материал написан мной специально для читателей журнала “…” и в первую очередь адресован крупным и средним компаниям, чья деятельность связана с промышленной переработкой листового стекла. Надеюсь, он будет хоть немного полезен им.

© Дмитрий Алексеев